Dream Theater — прогрессив-метал-группа из США, основанная в 1986 году тремя студентами музыкального колледжа Беркли. Dream Theater являются одними из основателей и наиболее известных представителей жанра «прогрессивный метал». Для музыки группы характерны необычная структура композиций, сложные инструментальные партии и высокое исполнительское мастерство музыкантов.
История
1985-1990
Группа Dream Theater была сформирована в 1985 году гитаристом Джоном Петруччи, басистом Джоном Маянгом и барабанщиком Майком Портным во время их учёбы в музыкальном колледже Беркли в Бостоне. Для игры на клавишах был приглашён Кевин Мур, игравший в одной группе с Джоном Петруччи в средней школе. На вокал был поставлен Крис Коллинз.
Квинтет принял имя Majesty (имя было придумано Майком Портным как описание финальной части песни «Bastile Day» группы Rush). После того, как группа была сформирована, три ученика колледжа Беркли бросили учёбу, чтобы сконцентрировать своё внимание на группе. Их первый заслуживающий внимания проект был назван Majesty Demos, который включал в себя идеи и демо-записи. Запись была издана в 1986 году, и весь тираж, который включал в себя 1000 копий, был распродан в течение последующих шести месяцев.
В ноябре 1986 года, после нескольких месяцев совместного создания музыки и воступления на концертах, группу покидает Крис Коллинз из-за большого отличия своих музыкальных взглядов от взглядов группы. После года попыток найти замену Коллинзу, на вокал был взят Чарли Доминичи, который был гораздо старше и опытнее, чем любой из группы. Тем не менее, Доминичи успешно сработался с группой. Так как приход нового вокалиста внёс в группу больше стабильности, Majesty стали давать больше концертов как в Нью-Йорке, так и по его окрестностям. Тем не менее, они все ещё не имели своего альбома.
Незадолго после того, как к группе присоединился Доминичи, они были вынуждены сменить своё имя, когда другая группа, которая также называлась Majesty, пригрозила судебными разбирательствами. Было рассмотрено множество имен, до тех пор, пока отец Портного не предложил Dream Theater — имя ныне не существующего кинотеатра в Монтерее, штат Калифорния. В 1988 году группа подписала свой первый контракт с Mechanic Records (подразделение MCA) и занялась записью своего дебютного альбома.
Первый альбом Dream Theater под названием «When Dream and Day Unite» был выпущен с меньшим шумом, чем того ожидали члены группы. Mechanic Records не выполнили большинство финансовых обязательств, которые были даны до подписания контракта, потому группа была ограничена в концертных выступлениях в Нью-Йорке для продвижения альбома. Тур для поддержки альбома включал всего пять концертов, которые прошли в Нью-Йорке и Род-Айленде.
После четырёх из концертов Доминичи был исключён из группы, однако когда после этого Dream Theater были приглашены для разогрева на концерт Marillion в Нью-Йорке, Доминичи был дан шанс последний раз выступить с группой. Это было за два года до того, как Dream Theater найдут другого постоянного вокалиста.
1991-1994
После ухода Доминичи из группы, Dream Theater с радостью освободились от контракта с Mechanic Records и начали поиск вокалиста и написание нового материала для следующего альбома. Во время поиска вокалиста была написана львиная доля того, что впоследствии стало следующим альбомом, «Images and Words».
В процессе поиска вокалиста было прослушано более 200 человек, среди которых был бывший фронтмен группы Fates Warning Джон Арч. Все претенденты были отклонены по разным причинам. В 1991 году пришла запись из Канады от вокалиста группы Winter Rose Кевина Джеймса ЛяБри, который был немедленно вызван в Нью-Йорк для прослушивания. После короткой джем-сессии ЛяБри был взят группу как постоянный вокалист. Вследствие того, что в группе уже было два Джона (Джон Маянг и Джон Петруччи), два Кевина было бы уже слишком, потому ЛяБри использовал с тех пор имя Джеймс.
В течение нескольких последующих месяцев была проделана работа по написанию вокальных партий к имеющейся на тот момент музыке. В то же время группа продолжила концертные выступления. Также был подписан контракт с ATCO Records (ныне известные как EastWest Records) на 6 альбомов. Подписание контракта основывалось на мощи трёх демо-записей, которые затем стали доступны через фан-клуб Dream Theater под названием «The ATCO Demos».
Первым альбомом, выпущенным по новому контракту в 1992 году, стал Images and Words. Этот альбом являлся одним из многих, записанных в BearTracks Studios. Песня «Pull Me Under» множество раз появлялась в радиоэфире, и вследствие этого лейбл был готов выпустить видео клип на эту песню, который затем пошёл в умеренную ротацию на MTV.
Успех «Pull Me Under» был сопряжен с долговременными гастролями Dream Theater в США и Японии, которые помогли достигнуть альбому «Images and Words» золотого сертификата в США и платинового — в Японии. Этот альбом до сих пор остаётся наиболее коммерчески успешным из всех альбомов Dream Theater.
В 1993 году последовал тур по Европе, который включал в себя лондонский джаз-клуб Marquee. Выступление в этом клубе было издано в качестве альбома «Live at the Marquee», который стал первым официальным концертным альбомом группы. Вместе с этим альбомом была издана видео-сборка концертов в Японии, записи которых чередовались с документальным видео тура группы в Японии. Видео было издано под названием «Images and Words: Live in Tokyo».
Dream Theater занялись записью нового альбома в мае 1994 года. Этот альбом отмечен тем, что он стал первым в истории Dream Theater, когда сочинением музыки занимались все участники группы («Images and Words» сочинялся без вокалиста и имел неопределённое будущее). Новый альбом был издан в октябре 1994 года под названием Awake. Он имел более тяжёлый звук, чем предыдущие альбомы, что могло служить основанием для разделения мнений об альбоме. Незадолго после того, как альбом был сведён, Мур дал знать остальным членам Dream Theater, что он хочет сконцентрироваться на своих музыкальных интересах и покинуть группу. В результате этого группа была вынуждена срочно искать нового клавишника перед тем, как планировать следующий тур.
На место Мура был приглашён неизвестный в то время в кругах рок музыки, подающий надежды клавишник Джордан Рудесс. Группа планировала отыграть с ним пробный концерт в надежде на то, что он присоединится к группе. Несмотря на то что концерт в Бербанке, штат Калифорния, прошёл удачно, Рудесс решил принять приглашение от группы The Dixie Dregs вместо Dream Theater. В качестве клавишника был нанят Дерек Шеринян, который по результатам тура в поддержку Awake стал новым постоянным клавишником Dream Theater.
1995-1998
В 1995 году была записана песня «A Change of Seasons», которая была написана в 1989 году и планировалась как составляющая часть альбома Images and Words. Песня была выпущена как EP вместе с несколькими кавер-песнями, исполненными на концерте. По истечению нескольких коротких концертов в поддержку EP, Dream Theater занялись написанием следующего альбома.
Написанного материала хватало на 2 CD. В его состав вошло 20-минутное логическое продолжение песни с альбома «Images and Words» «Metropolis Part 1: The Miracle and the Sleeper». Однако лейбл не позволил выпустить двойной альбом, так как посчитал, что 140-минутная запись будет утомительной для большинства слушателей, потому половина песен была вырезана. В дополнение к этому, EastWest Records решили «подтянуть» группу к более мейнстримовому звучанию. По этой причине был приглашён продюсер Desmond Child, который работал с Джоном Петруччи над изменением слов к песне «You or Me». Вся группа переделала музыку к этой песне, и в конце концов «You or Me» появилась в альбоме как «You Not Me» в форме, лишь напоминающей оригинал.
Весь материал был издан в альбоме под названием «Falling into Infinity», который получил неоднозначную оценку среди фанов группы. Альбом получил жёсткую критику и был неудачен в коммерческом плане, однако впоследствии интерес к нему возрос, чему немало поспособствовало заявление Майка Портного о том, что вырезанные композиции, больше соответствующие прогрессивной музыке, такие как «Raise the Knife», будут изданы через YtseJam Records.
В течение европейской части мирового тура в поддержку «Falling into Infinity» было записано два концерта — во Франции и Нидерландах — для концертного альбома под названием «Once in a LIVEtime». Альбом был издан почти одновременно с видео «5 Years in a LIVEtime», которое описывало время с того момента, как Кевин Мур покинул группу и вплоть до тура в поддержку «Falling into Infinity».
В 1997 году Майк Верней из Magna Carta Records предложил Портному собрать группу, играющую прогрессивный рок, чтобы начать работу над первым из серии сайд-проектов членов группы. В проекте приняли участие такие музыканты, как Портной на ударных, Петруччи на гитаре, Тони Левин из King Crimson на басу и Джордан Рудесс, завершивший к тому времени свою деятельность с The Dixie Dregs, на клавишах. Группа приняла название Liquid Tension Experiment и служила посредником для того, чтобы Портной и Петруччи могли ещё раз предложить Рудессу присоединиться к Dream Theater. Они выдвинули предложение в 1999 году, и Рудесс принял его, став таким образом третьим постоянным клавишником Dream Theater. Это означало, что Дерек Шеринян остался без работы, хотя позже он признал, что после первоначального разочарования он принял своё исключение из группы как позитивный факт и начал сольную карьеру.